Обзор фильма "Горькие жатва"
22.03.2018 08:40

Канадский фильм "Горькие жатва" режиссера Джорджа Менделюк уже похвалили за правдивое изображение истории и отметили небольшие исторические неточности, поблагодарили канадцев за внимание к Украине и пожаловались, что подобный фильм именно в Украине до сих пор не сняли.

Ленту можно назвать попыткой сделать жанровое кино в этнографически-исторических декорациях. Это мелодраматическая история любви молодых украинских крестьян Юрия и Натальи на фоне трагических событий 1930-х годов. Фильм получился довольно хорошим визуально, что неудивительно: в титрах значится опытный оператор Дуглас Милсом ("Цельнометаллическая оболочка", "Робин Гуд: принц воров"). Также можно назвать удачным кастинг: молодые и перспективные Саманта Баркс и Макс Айронс очень старались и выглядели в целом хорошо.

Однако у фильма много проблем, и первая из них - это сценарий Ричарда Бачинского-Гувера. Сюжет вышел запутаным. Герои действуют нелогично, их мотивы не всегда понятны. Авторы фокусируются на любовной линии, которая сама по себе является слабой и без конфликтной. Впрочем, боковые сюжетные дыры еще хуже.

В фильме куча деталей, которые никак не двигают сюжет. Например, друзья Юрия, Николай и Тарас, также влюбленные в его невесту Наталью. Но они практически не проявляют свои чувства, поэтому это досадное недоразумение не влияет на их действия и отношения с Юрием.

Или же эпизод, где Наталья идет к комиссару Сергею. Мы не знаем, вынуждена ли она была это сделать, или у нее был какой-то коварный план. Девушка травит комиссара борщом с мухоморами, но почему-то не к смерти, а только к галлюцинациям, после чего сразу же призывает крестьян восстать против большевиков. Восстание проваливается. "Что это было?" - спрашивает себя зритель, которого окутывает волнение.

Нелогичности и ляпы сценария можно перечислять очень долго. Так же долго можно говорить про исторические неточности. Роль села у Смелы сыграл музей Пирогово. Все девушки в фильме бегают с романтично распущенными волосами, что в Украине не было принято. И так далее. Но это уже мелочи.

На этом разговор о фильме можно было бы прекратить, если бы вполне неприметная любовная история не разворачивался на фоне Голодомора.

Голодомор - это несправедливо, ужасно и непоправимо, это одна из самых страшных страниц в новейшей истории. И это украинская историческая травма. С травмами надо работать, о них надо говорить. Прекрасно, когда к таким разговорам подключается искусство. Потому что искусство (в нашем случае - художественное кино) может предложить какое-то терапевтическое прочтения темы.

Наши современные режиссеры пока не проявили интереса к Голодомору (последний художественный полнометражный фильм на эту тему, "Голод-33", был снят в 1991 году). В любом случае это не камень в огород киношников, их можно понять. Тема, с одной стороны, страшная и мучительная, с другой - покрыта официозным пафосом, который плохо сочетается с творчеством.

Итак, первым за много лет художественным фильмом о Голодоморе стали "Горькие жатва" канадских авторов с украинскими корнями. И этот фильм делает очень важную вещь: он рассказывает о Голодоморе и популяризирует Украину за ее пределами. Фильм вышел в прокат в 45 странах мира, его показывали на больших кинофестивалях. И это прекрасно.

С другой стороны, лента демонстрирует нам, какой мир видит Украину. А видит он ее как интересный с этнографической точки зрения край который исторически много страдал и был испорчен плохими парнями. Его жителей надо пожалеть, хотя все хорошие ребята (как главный герой) бегут оттуда на Запад.

Не сказать, чтобы это была худшая версия Украины. Недавно в интернете появился ролик, в котором собраны эпизоды об Украине в зарубежном кино за последние 50 лет, и там немало неприятных вещей. Поэтому Украина в вышиванках и бескрайних полях - это еще хорошо. И, что интересно, закономерно.

Давайте вспомним 2015 и эпическую баталию за выдвижение фильма от Украины на "Оскар". Тогда за номинацию соревновалась жесткая, артхаусная, отмечена на многих фестивалях лента "Племя". Ее главным соперником был фильм "Поводырь", который рассказывал о трагических событиях украинской истории и продолжал традиции поэтического кино. Если вы помните, на "Оскар" выдвинули именно "Поводырь". То есть Украина и сама транслирует миру этот образ исторически несчастной, но прекрасной земли. Мир прислушивается и возвращает нам "Горькие жатва". В том же жанре мелодрамы о трагической украинской истории. А это такой специальный жанр, в котором никогда не сыграет Брюс Уиллис. Он всегда всех спасает. Между тем в фильме об Украине всех не спасешь. Вообще мало кого спасешь. Спасешь свою шкуру и нескольких родных - и то хорошо.

Читайте также: