Ткань человеческого тела впервые выращена из стволовых клеток
13.12.2010 17:37

Медики впервые сумели создать полноценную искусственную ткань человеческих органов - кишечника - выращенную с использованием технологии стволовых клеток, которая найдет применение как в лабораторных исследованиях, так и в медицинских целях, рассказывается в статье исследователей, размещенной в журнале Nature.

"Это первая работа, показавшая, что индуцированные плюрипотентные стволовые клетки в пробирке могут быть преобразованы в ткань человеческого организма с трехмерной структурой и составом ткани кишечника", - заявил Джеймс Уэллс (James Wells), ведущий исследователь из Медицинского центра Детской больницы Цинцинатти.

"Мы надеемся, что наша работа даст надежду людям, страдающим такими болезнями, как некротизирующий энтероколит, синдром короткого кишечника, воспалительными заболеваниями этого органа и другими болезнями", - отметил ученый.

Стволовые клетки представляют большой интерес для ученых и врачей, так как обладают способностью трансформироваться в клетки любого типа в организме, которых насчитывается более 200. К несчастью, взрослый организм этих клеток практически лишен, и большие их количества создаются только на стадии эмбрионального развития человека. Поэтому в последние годы был найден целый ряд методов получения клеток со свойствами стволовых из клеток тканей взрослого человеческого организма. Эти клетки, называемые индуцированными плюрипотентными, создаются путем перепрограммирования из клеток кожи.

В своем исследовании группа Уэллса применяла как эмбриональные стволовые клетки человека, так и индуцированные плюрипотентные, чтобы в последующем сравнить возможность трансплантации образованных из них тканей.

Для того чтобы направить развитие этих клеток в нужном направлении с образованием тканей кишечника, ученые применяя химические реагенты и дополнительные биологические молекулы сымитировали в пробирке условия роста тканей на стадии эмбрионального развития человека.

В течение 28 дней эти последовательные шаги дали возможность ученым создать ткани с трехмерной структурой, отражающей структуру тканей кишечника младенца в утробе матери. Эти ткани включали в себя все типы клеток, присущие кишечнику, работающие в нормальном режиме.

По мнению авторов статьи, полученные знания могут применяться теперь всеми учеными мира, занимающимися исследованием нарушений роста тканей кишечника, болезней этого органа и поиском способов лечения.

На основе этой работы можно будет создавать новые лекарства, а также технологии пересадки тканей.