Установлено: Вселенная - плоская
01.12.2010 19:53

Проверка верности космологической модели Вселенной, по которой около 72% ее массы относится к темной энергии, согласно новой методике подтвердила, что Вселенная "плоская", а так называемая космологическая постоянная, которую Альберт Эйнштейн называл своей главной ошибкой, может быть исходной характеристикой ускорения ее расширения, полагают авторы статьи, которая выйдет в журнале Nature в четверг.

Альберт Эйнштейн добавил космологическую постоянную, описывающую параметры вакуума, в свои уравнения общей теории относительности, чтобы те допускали наличие стабильной Вселенной, которая не сжимается и не расширяется. Однако через какое-то время после этого американский астроном Эдвин Хаббл установил, что в реальности Вселенная расширяется, а сам Эйнштейн назвал космологическую постоянную своей "самой большой ошибкой".

Космологическая постоянная является предметом интереса ученых, но до 1990-х годов считалось, что она незначительно отличается от нуля. В 1998-1999 годах наблюдения за сверхновыми выявили, что Вселенная расширяется с ускорением, а затем данные зонда WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe), изучающего реликтовое излучение, "эхо" Большого взрыва, заставили исследователей предположить, что "расталкивает" Вселенную загадочная темная энергия, на которую приходится около 72% ее массы. Эти выводы вызвали новый интерес к космологической постоянной.

Ученые применили вариант теста Элкока-Пачиньски, созданного американским и польским астрономами свыше 30 лет назад. Этот тест базируется на рассмотрении симметричных объектов в космическом пространстве как "стандартных сфер", любые искажения которых будут связаны с искривлением пространства, вызванным расширением Вселенной.

Этот тест много раз пробовали использовать, например, для скоплений галактик, однако для этого не хватало точности измерений. Маринони и Буцци исследовали распределение взаимной ориентации пар галактик, обращающихся друг вокруг друга. Во Вселенной без темной энергии это распределение было бы сферически симметричным - то есть число пар, ориентированных в любом из направлений, было бы одинаковым.

Измерения открыли, что на самом деле, чем дальше от Земли расположены пары галактик, тем более асимметричным было распределение их ориентации - больше пар было расположено вдоль луча обзора от Земли. Это, как отмечают исследователи, соответствует модели плоской Вселенной

Плоская Вселенная (flat Universe) - это такая модель развития Вселенной, по которой ее расширение бесконечно, а кривизна пространства - нулевая, то есть оно плоское. В такой модели жизнь Вселенной заканчивается либо "Большим Морозом" (Big Freeze), когда в расширяющейся Вселенной наступает тепловая смерть - в такой системе с равномерно распределенной энергией невозможна никакая механическая работа или движение, либо "Большой Разрыв" (Big Rip), когда ускорение расширения "пересилит" электромагнитное, слабое и гравитационное взаимодействия, и Вселенная просто "порвется". Ранее на "плоскость" Вселенной указывали данные того же WMAP.

Кроме того, как отмечают ученые, им удалось выявить, что наиболее удачным объяснением феномена темной энергии может быть именно эйнштейновская космологическая постоянная, характеризующая энергию вакуума. Исследователи, по их словам, получили и самую точную в настоящий момент оценку величины этой постоянной.