Родиной предков человека может быть не Африка
28.10.2010 13:00

Ученые обнаружили окаменелости древних предков человека размером с мышь, строение тела которых указывает на их азиатское происхождение и последующую миграцию в Африку около 39 миллионов лет назад, рассказывается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature.

Это открытие ставит под сомнение господствующие в наши дни представления ученых о происхождении человека и его предков, по которым первые антропоиды - высшие приматы, давшие впоследствии начало линии гоминид - появились на территории современного Египта 37 миллионов лет назад.

Эта парадигма, базирующаяся на отсутствии более древних ископаемых останков высших приматов на территории Африки, сейчас все чаще подвергалается сомнению из-за ряда открытий окаменелостей, принадлежащих примитивным и более древним формам антропоидов в Азии. К ним, в частности, относятся эосимиды, считающиеся самой примитивной группой ранних высших приматов, окаменелости которых возрастом более 45 миллионов лет были обнаружены в Индии, Мьянме и прочих азиатских странах.

В последней публикации группа исследователей под началом Жана-Жака Жегера (Jean-Jacques Jaeger) из Университета Пуатье во Франции изучает окаменелости зубов, принадлежавшие трем главным группам ранних антропоидов, найденных в ходе трехлетней экспедиции в Ливии. Характерные свойства этих окаменелостей указывают на то, что ранее они принадлежали высшим приматам, давшим начало найденным в Египте вымершим формам предков человека, а также макакам и широконосым обезьянам, населяющим ныне Африку, Азию, а также Южную и Северную Америки.

Эти окаменелости обладают возрастом 38-39 миллионов лет, что свидетельствует о предполагаемой миграции примитивных высших приматов из Азии в Африку вскоре после их появления 45 миллионов лет назад. Будучи первоначально размером с мышь, именно в Африке приматы сумели эволюционировать в значительно более крупные формы и виды, после чего начали заселять и другие части света.

"Целью нашей работы является установить точное время миграции антропоидов из Азии в Африку", - заявил Жегер в интервью интернет-изданию Science NOW.

При этом исследователи вполне допускают, что миниатюрные формы высших приматов могли зародиться и в Африке более 45 миллионов лет назад, откуда затем перешли в Азию. Однако, по мнению Жегера, именно в Африке мигрировавшие сюда антропоиды сумели достичь уровня развития, не только позволившего им выжить, но и предопределившего последующую эволюцию и заселение планеты.

"Если бы этой миграции антропоидов из Азии в Африку не случилось, они могли бы вымереть в Азии, не оставив шанса на появление и нам с вами", - отметил исследователь.