В соответствии с концепцией "свободного потока информации", провозглашенной ЮНЕСКО в конце 1989 годов, был принят среднесрочный план на 1990-1995 годы - "Коммуникация на службе человечества". Он содержит следующие 4 основные цели: 1) инвестиции в инфраструктуру, увеличение и модернизация коммуникативных сетей в развивающихся странах; 2) подготовка людских ресурсов, отдание приоритетов образовании, соответствующей технологии и прикладным исследованиям; 3) подготовка работ по проблемам социокультурного влияния коммуникационных медиа и новых технологий на культурную идентичность народов; 4) развитие программ, нацеленных на образование тех, кто пользуется коммуникационными медиа, с целью научить их критически ориентироваться в полученной информации и уметь сделать отбор ее, чтобы среагировать на возможные манипуляции и защитить свои права граждан [1] В рамках этого среднесрочного плана была принята Новая стратегия в области коммуникации, основными положениями которой являются: • Содействие свободному, более широком и сбалансированном распространению информации как на международном так и на национальном уровнях; • Развитие всех средств, которые могут укрепить позиции развивающихся стран в мировых информационных потоках. С целью их реализации ЮНЕСКО и ООН провели семинары: в г. Виндхук (Намибия, 1991 год), Алма-Ата (Казахстан, 1992 год), Сантьяго (Чили, 1994 год), Сана (Йемен, 1996 год), София ( Болгария, 1997 год). Результатом этих семинаров стало принятие деклараций, которые имели похожий смысл и общую цель: содействие независимым и плюралистическим средствам массовой информации соответственно в Африке, Азии, Латинской Америке и Карибском регионе, арабских государствах, странах Центральной и Восточной Европы. Участники семинаров, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающей право на информацию одним из основных прав человека и принципы "свободного потока информации", провозглашенные в 1989 году, отмечали, что свобода прессы, как составная часть свободы слова, является одним из главных элементов современной демократии, и поэтому поддержка независимого, плюралистической и свободной прессы существенно необходима для демократического и экономического развития любой страны. Освещая реальные факты ограничения деятельности журналистов в мире (например, в Африке, по меньшей мере 17 журналистов, по данным Виндхукськои декларации, содержащихся в тюрьмах, 48 были убиты в период 1969-1990 гг), создание правительством искусственных барьеров на пути их деятельности: ограничение закупки бумаги, цензура, системы лицензирования и контроля, участники призвали мировое сообщество в лице Генеральной Ассамблеи ООН, а также Программы развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО и Международной программы развития коммуникаций (МПРК):
• Рассмотреть законодательство стран данных регионов, а также практические примеры ограничений с последующим вынесением рекомендаций на рассмотрение соответствующих правительств;
• Содействие обеспечению прав журналистов и их ассоциаций; • Поощрять сотрудничество печатных СМИ разных стран с целью повышения квалификации журналистов и увеличение информационной базы изданий и т.п.
Участники семинаров предложили такие общие для всех регионов направления поддержки свободной прессы: 1. Содействие воплощению идеи "свободного потока информации": создание информационных центров для доступа к мировым сетям информации, ознакомление с новыми технологиями, обмена новостями между странами. 2. Подготовка специалистов: содействие развитию национальных и региональных семинаров и курсов подготовки специалистов по вопросам международных принципов свободы слова, независимости журналистов; технических и экономических (маркетинг, реклама, налоги) аспектов деятельности СМИ; обмена преподавательским составом между странами и т.п. 3. Безопасность журналистов: поддержка права журналистов на безопасное выполнение своих профессиональных обязанностей и создание центов их поддержки в рамках проекта "Международная свобода обмена информацией" (IFEX - International Freedom of Information Exchange). 4. Неправительственное вещания: поощрять независимы от правительства и официальной позиции средства массовой информации, которые бы заменили существующие ныне контролируемые государством СМИ. 5. Профессиональные ассоциации: оказать помощь журналистам в создании действительно независимых ассоциаций, синдикатов и профессиональных союзов. 6. Экономические вопросы: решение проблем с поставками газетной бумаги, альтернативных способов печати и распространения газет и журналов, а также альтернативных путей получения дешевых кредитов и снижение налогового давления на печатные издания. 7. Оборудование и технология: консультации о технологии для малых СМИ от ЮНЕСКО, Международного союза электросвязи, МПРК, Межправительственной программы по информатике, а также Всеобщей программы по информации ООН, а также создание ими сетей распространения, центров документации и баз данных с целью предоставления доступа к международной информации, справочным пособиям, текстам, CD-ROM и другим видам учебных материалов. 1. Исследовательская деятельность: рекомендовать средствам массовой информации, научно-исследовательским институтам и другим структурам осуществлять аудит влияния коммуникации на общество, на культуру народа и т.д.
|