Ревизор
02.06.2011 18:32

Пьеса «Ревизор»- яркое и самобытное произведение, рисующее жизнь во всей сложности и полноте, смело критикующее все темные, отжившие явления общества, неожиданно легко прошла цензуру. Сразу после ее завершения в 1836 году, по ходатайству В.А. Жуковского и графа М. Ю. Виельгорского, текст был прочитан Николаем I. Царь вначале не понял смысла пьесы, поэтому она не вызвала у него возражений. Цензор Е. Ольдекоп вымарал лишь выражения, касающиеся религии и знаменитую фразу об унтер- офицерше, которая сама себя высекла. 13 марта разрешение на постановку пьесы было получено и в апреле состоялась премьера сначала в Александринском театре в Петербурге, а потом в мае - в Малом театре в Москве. Петербургская премьера окончилась сокрушительным фиаско. После премьеры на автора обрушился целый шквал возмущения: чиновники, полицейские, купцы, литераторы, пресса- все были настроены против Гоголя и бранили его творение буквально на каждом шагу. Все эта свирепая критика нанесла писателю тяжелый удар.

В Москве также готовилась премьера новой комедии. Главную роль в ее постановке играл Щепкин, который проникся к писателю поистине восторженной любовью и благоговением. По словам Погодина, при первом слухе о «Ревизоре» Щепкин оживился, расцвел, вновь сделался веселым[1], а Панаев вспоминал, что при разговоре о Гоголе, лицо Щепкина сияло, а на глазах показывались слезы[2]. Правда, и первая постановка комедии в Малом театре не получилась достаточно удовлетворительной. Прежде всего сказывалось отсутствие режиссуры. И Щепкин, и Погодин, и Аксаков уговаривали Гоголя приехать в Москву и принять на себя руководство репетициями, но тот, тяжело переживавший провал в Петербурге, наотрез сделать это отказался. «Я такое получил отвращение к театру, что одна мысль о тех приятностях, которые готовятся для меня еще и на Московском театре, в силах удержать поездку в Москву»[3]- писал Гоголь в письме к Щепкину. В результате, большинство актеров, воспитанных на мелодраме и водевиле, не сумело понять сложных, многогранных и в то же время гротесковых характеров комедии. Хлестакова играл Д. Т. Ленский, который изобразил его традиционным водевильным плутом, морочившим головы всем, с кем он соприкасался. М. Д. Львова-Синецкая придавала своей Анне Андреевне не свойственные городничихе светскость и драматизм. Роль Марьи Антоновны исполняла совсем не опытная Самарина. Артисты Никифоров и Шумский не сумели раскрыть сути двух помещиков и небокоптителей Бобчинского и Добчинского, превратив их  в обычных шутов. Карикатурно и безжизненно были показаны и все остальные чиновники. По словам критика А. Б. В. (Н. И. Надеждин) игра всех без исключения актеров была похожа скорее на «болтовню, вовсе не согласную с духом пьесы»[4], так как для того, чтобы выразить характер провинциальности, весь ход пьесы должен быть тих, медлен, осмотрительно важен. Более менее удачно сыграли только Щепкин роль городничего и И.В. Орлов роль Осипа. Но по словам того же критика, Щепкин, хотя и выполнил роль по средствам своим хорошо, но он «все-таки представлял городничего, не был им, не превратился в него, а этого должно от него требовать, потому что он один из тех людей, которые действуют со знанием»[5].

Несмотря на многие недостатки постановки, комедия тем не менее пользовалась в Москве большим успехом. Реакцию и характер отношения публики к спектаклю хорошо описал Щепкин в письме к Сосницкому: «Публика была изумлена новостью, хохотала чрезвычайно много, но я ожидал большего приема. Это меня чрезвычайно изумило; но один знакомый забавно объяснил мне этому причину: «Помилуй, говорит, как можно было ее лучше принять, когда половина публики берущей, а половина дающей?[6]» И последующие разы это оправдали: принималась комедия чрезвычайно хорошо, принимали с громкими вызовами, и она теперь в публике общим разговором, и до кого она не коснулась - все в восхищении, а остальные морщатся…Вчера играли ее в четвертый раз, и публика каждый раз принимает ее теплее и теплее, театр всегда бывает полон».

Самые интересные статьи о культуре и искусстве Вы можете прочитать на сайте РУДН, в разделе: «Бизнес обучение».

Автор: Аненкова Н.И., сотрудница компании Илга, которая занимается недвижимостью в Болгарии.


[1] Т.С. Гриц, «М.С. Щепкин», с. 217

[2] Там же, с. 216

[3] В.Ф. Федорова, «Указ. соч.», с.52

[4] Т.С. Гриц, «Указ. соч.», с. 224

[5] Там же, с.223

[6] Там же, с.225

 

Читайте также: