История лизинга тягачей и другого оборудования
25.01.2011 20:44

В последние десятилетия в России появилось множество явлений, о которых раньше просто никто не слышал. Им необходимо было дать свои имена, и наиболее оптимально подошли английские слова и определения, которые активно и давно использовались за рубежом. К сожалению, и сегодня многие из них понятны далеко не всем. Так, встречая текст, содержащий слова «предоставляю лизинг, Москва», многие обыватели сразу же представляют себе какую-то сложнейшую финансовую операцию, которой могут пользоваться только избранные. Между тем, сам лизинг – явление довольно простое. Более того, существует оно на свете много тысячелетий.

Итак, что же представляет собой лизинг в чистом виде? Открываем англо-русский словарь и видим следующее: «lease» (слово, от которого и произошел интересующий нас термин) в переводе означает аренду. А что такое аренда, мы все прекрасно знаем. Впрочем, подобное определение можно встретить разве что в среде переводчиков. Среди финансистов и предпринимателей имеет ход куда более сложное определение.

Лизинг – форма взаимоотношений, при которой арендодатель выкупает у продавца определенное оборудование и предоставляет его арендатору. Последний выплачивает арендодателю указанную сумму за пользование. Таким образом, здесь речь идет об усложненной форме аренде, в которой задействовано три лица. В одних случаях в дальнейшем арендатор получает оборудование в собственность, в других – берет его в аренду только на время. К последним можно отнести лизинг грузовых автомобилей.

Как явление лизинг появился достаточно давно – больше 4000 лет назад (по факту – скорее всего еще раньше), и за время своего существования претерпел существенные изменения. Первые сделки лизинга, закрепленные документом, были подтверждены археологами. В городе Ур (Древний Шумер) они нашли глиняные таблички, на которых был записан текст договора на аренду сельскохозяйственного оборудования.

В те времена инвентарь подобного рода стоил достаточно дорого, но были и другие виды оборудования, которые сдавались в аренду.

Так, наиболее интересны случаи лизинга в Финикии, чьи жители были не прочь сдать в аренду свои корабли торговцам и военным деятелям. Часто речь шла даже о некой форме аутсорсинга, когда вместе с кораблем торговец получал и команду с капитаном. По другому на судах, которые приводили в движение гребцы, путешествовать было невозможно.

Долгие века лизинг появлялся и исчезал вместе с инвентарем, который стоил дорого и приносил определенному пользу своему владельцу. И чем дороже и нужнее был инвентарь, тем чаще его арендовали и тем реже покупали. Так, в Средние века довольно типичным примером лизинга была аренда рыцарских доспехов и лошадей. Купить хорошие доспехи мог далеко не каждый рыцарь (а это обычно были дворяне, не имеющие собственной земли и часто не имеющие больших капиталов). Сдавали в аренду и лошадей, и кареты, и, конечно же, впоследствии станки и всевозможные механизмы.

Настоящий прорыв в сфере аренды и лизинга произошел в 40-е годы прошлого века, когда Золи Фрэнк, житель Чикаго, торгующий автомобилями, решил не только продавать, но и сдавать в аренду машины. При этом в одни руки он отдавал не одну машину, а целый автопарк. Подобного рода сделки стали первыми в истории автомобильного лизинга. Однако только спустя 10 лет появились первые фирмы, которые занялись лизингом профессионально.

Сегодня на лизинг тягачей и другого оборудования приходится около 30% сделок, приносящих доход в экономику развитых стран всего мира. В развивающихся, к которым, к сожалению, еще относится и Россия, это явление только начинает набирать обороты. В нашей стране лизинг появился сразу после перестройки, но активно пользоваться им начали относительно недавно.

Читайте также: